Льготное кредитование для предпринимателей

В этом году в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» вновь запущена программа льготного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. Программа подразумевает снижение ставок по кредитам до 8,5% годовых к 2024 году.

Основной целью национальной программы является улучшение общих условий ведения предпринимательской деятельности, открытость финансовых ресурсов для субъектов МСП, поддержка развития агропромышленного комплекса страны.

Перечень учреждений, в которые смогут обратиться предприниматели для получения кредитов был расширен Министерством экономразвития до 70 банков. Сами займы будут выдавать либо под инвестиции (сроком до 10 лет), либо под увеличение оборотных средств (сроком до 3 лет). При этом, на инвестиции возможно будет получить сумму до 1 млрд руб, а для пополнения оборотных средств — не более 100 млн руб за отчетный год.

На данный момент программа уже работает, а по данным пресс-службы Минэкономразвития, после ее запуска, первый льготный заем получила архитектурно-инвестиционная фирма, которую профинансировал Сбербанк почти на 900 млн руб. Согласно национальной программе, часть кредитной ставки будет субсидироваться государством из бюджета.

Из отчета Минэкономразвития видно, что за прошедшие два года, ставки по кредитам снизились. Так, на начало 2017 года «длинные кредиты» брали под 13,6%, а на конец 2018 года уже под 10% годовых. Похожая ситуация и с «короткими кредитами», процентная ставка которых снизилась в среднем на 3,5 процентных пункта. Также в министерстве отметили, что на данный момент, крупные «игроки» получают кредиты под меньшую ставку, что возможно влияет на количество просроченных займов. Так, в 2018 году доля «проблемных» кредитов, выданных малому бизнесу, снизилась с 15% до 12,5%, а среди крупных предприятий количество подобных займов составляло чуть более 6%.

После принятия в 2007 г. в России Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ряд юристов отметили лаконичность текста закона, а также отсутствие в нем конкретных расчетов сумм бюджетных субсидий на те или иные цели. При этом малые предприятия в той же Германии или любой другой страны ЕС имеют возможность в индивидуальном порядке узнать условия получения субсидии и рассчитать ее размер конкретно для своего случая, что закреплено в соответствующих нормативных актах.

В законодательстве о малом бизнесе в США, которое обновляется каждые пять лет, заложены конкретные параметры и суммы государственных дотаций, которые могут получить предприятия определенного типа. Эта же практика применима и в ряде стран ЕС. В Российской Федерации все количественные показатели субсидий для нужд малых предприятий выведены за рамки Закона «О развитии малого и среднего бизнеса» и содержаться в государственной пятилетней программе. Это обусловлено тем, что в условиях переключения с плановой экономики СССР на рыночные экономические отношения и несформированной в связи с этим системы ценообразования на товары и услуги, а также ввиду активно меняющейся конъюнктуры, невозможно заложить в «основной» закон столь значительные объемы государственной поддержки, которые будут выгодны для отдельно взятых предприятий и индивидуальных предпринимателей. При этом юридическая программа развития малого бизнеса в России является, как и в зарубежных странах, составной частью Федерального закона.

Поделиться

Ещё по теме

Баланс карты «ниже нуля». Услуга овердрафт

Развод и кредиты

Накопительный вклад для ипотеки